Гибридная силовая установка — история одного изобретения

Гибридная силовая установка - история одного изобретения

Сейчас в будущем гибридных машин мало кто сомневается. Гибридная силовая установка, складывающаяся из двигателя внутреннего сгорания, силового электродвигателя и генератора (или сходу четырех двигателей, встроенных в колеса, что существенно упрощает трансмиссию), разрешает преодолеть главные недостатоки «традиционных» автомобилей и чистых электромобилей — быстро расширить ограниченный емкостью аккумуляторная батарей запас хода, и наряду с этим свести к минимуму вредные выбросы теплового двигателя.

Вопрос — отчего же на отечественных дорогах до сих пор так мало автомобилей с гибридными двигателями? А те, что имеется, непомерно погоды и дороги в плане уменьшения загрязнения внешней среды очевидно не делают…

Ответ будет парадоксален. Среди нас нет личности аналогичной великому инженеру Фердинанду Порше.

Нет человека, что имел возможность видеть будущее и творить настоящее…

3 сентября 1875 года в Богемии, в городе Мафферсдорфе, что сейчас находится в Чехии и именуется Вротиславице, в семье чеканщика Антона Порше появился сын, которого назвали Фердинандом. К слову, семья Порше не германского происхождения. Предки Антона Порше славяне, а сама фамилия случилась от искажённого имени Борислав…

Порше не были богатыми людьми, но и бедствовать не бедствовали. До тех пор пока папа пропадал в мастерской, матушка Фердинанда занималась воспитанием сына.

Дама не чаяла души в неразговорчивом, сосредоточенном на собственных мыслях мальчике. Первые уроки грамоты преподала будущему автоконструктору именно она.

В то время, когда Фердинанду исполнилось 12 лет, папа начал брать его с собой в мастерскую. Нигде ни при каких обстоятельствах не обучавшийся Ферди (так его именовали в семье) беспрекословно помогал отцу.

Работа была очевидно ему не по силам. Увлечённый собственной профессией Антон Порше, казалось, не подмечал усталости сына.

А трудиться мальчишке приходилось по 12 часов кряду.

Но, это не помешало подрастающему Фердинанду с головой погрузиться в премудрости техники. В те времена у всех на устах была мысль общей электрификации.

В Мафферсдорфе был всего один дом, освещавшийся электрическими лампами – ратуша. Ферди загорелся идеей соорудить собственную совокупность освещения.

Мастерская отца неспешно заполнялась бронзовой проволокой, эбонитовыми банками с кислотой и дорогими электрическими лампами, деньги на каковые у Ферди были – он тратил на собственное увлечение всё, что получал. Папа был очень обижен – лампочки стоили целого состояния.

К тому же он не видел какого-либо смысла в опытах сына, считая их детским баловством.

Шёл 1890 год. в один раз, Антон Порше возвращался к себе по окончании тяжёлого трудового дня. Трудиться было нужно ночь напролёт, делая заказ муниципальный управы.

Летний сутки клонился к закату. Улицы города погрузились в сумеречную мглу…

Нежданно для себя самого Антон Порше остановился и, в буквальном смысле, остолбенел. Его скромный дом превратился… в храм! Крыльцо было охвачено чудесным сиянием. Окно прихожей светилось. Дверь распахнулась.

На пороге стоял сын Фердинанд.

— Ну как? – сообщил он. – Нравится?

— Что это… такое? – сказал папа, в то время, когда к нему возвратилась свойство сказать.

— Электрическое освещение. Аккумулятор, лампочки. На крыше сарая – ветряк с генератором.

Сядет аккумулятор, его зарядит генератор, соединённый с ветряком, — бойко пояснял мальчик.

— Аккумулятор? Лампочки? – растеряно переспросил папа. – Где это, продемонстрируй?

Сын повёл отца в дровяной сарайчик за домом, где устроил себе тайную мальчишечью мастерскую. Он продемонстрировал отцу собственное техническое хозяйство.

В этот самый момент случилось что-то непредсказуемое. Папа разозлился … ! Он со всей силы пнул ближайшую банку. Та раскололась.

Дымящаяся жидкость вылилась на его ботинок.

— Боже, папа! – закричал Фердинанд. – Это же соляная кислота! В воду, стремительнее ногу в воду!

Чертыхаясь и охая Антон Порше выбежал на улицу и вложил распадающийся на части ботинок в бочку с дождевой водой. До ноги кислота, к счастью, не добралась.

Но ботинок был безнадёжно сломанным.

На крики отца из дома выбежала матушка. Отца она застала в нелепейшем положении – стоящим одной ногой в бочке и изрыгающим наряду с этим чудовищно витиеватые ругательства в адрес сына…

В то время, когда всё улеглось, матушка вызволила отца из проклятой бочки, увела в дом и напоила горячим кофе. Позже села за стол и, подперев голову рукой, задумчиво сообщила:

— Ну, что ты ругаешься, Антон? Сынок-то у нас растёт умненький.

Дал бы ты его обучаться.

— Вот ещё, — проворчал папа. – И куда я его дам? А кто трудиться будет?

— Антон, ему пятнадцать лет. Ему в далеком прошлом пора в школу.

— Разве что в вечернюю? – ответил папа по окончании некоторых раздумий.

Однако «изобретение» сына поразило его в самое сердце. Что-что, а этого он от Ферди никак не ожидал…

Четыре года Фердинанд Порше получал образование общеобразовательной вечерней школе в соседнем городе Райхенберге (сейчас это чешский Либерец). В конце дня он добирался в Райхенберг на велосипеде, отработав перед этим в мастерской отца полную «взрослую» смену.

Обучался он на «превосходно». Учителя им гордились.

Фердинанду Порше исполнилось 19 лет, в то время, когда он, выпускник вечерней школы, покинул отцовский дом и перебрался в Вену. К себе он больше не возвратился.

Для Ферди началась взрослая судьба.

На вопрос матери – что он планирует делать в Вене, Фердинанд легкомысленно ответил:

— Покорить всю землю.

Он и не подозревал о том, что всего через шесть лет он выполнит собственное обещание.

Прибыв в столицу Австрии, Фердинанд на маленькие накопления, заработанные в мастерской отца, снял тесную мансарду и принялся искать работу. Посмотрел в одну мастерскую, в другую.

Все как-то мелко, неинтересно, бедно. И он… отправился в том направлении, где его не забрали бы кроме того при наличии университетского диплома – на завод Лонера, производивший локомотивы.

Из-за чего как раз ко мне? Дело в том, что герр Лонер кроме паровозов производил ещё и… электромобили.

Да, да, маленькие моторные тележки, вызывавшие у венцев приступы хохота.

36-летний Людвиг Лонер, человек и хороший инженер прогрессивных взоров, сначала и сам засмеялся, услышав слова юного Порше о том, что тот-де хочет устроиться на его завод конструктором. А из-за чего бы сходу ни директором?

Веселье улетучилось, в то время, когда Лонер посмотрел на рекомендательные письма от муниципальный управы Мафферсдорфа. По окончании минутных размышлений он сообщил:

— Как раз вы мне и необходимы, Фердинанд. Но дайте слово, что станете посещать курс технического университета.

Это я вам устрою обязательно.

Первые четыре года Фердинанд Порше осваивал азы инженерного дела в Венском университете, посещая занятия как свободный слушатель, и трудился в конструкторском бюро Лонера. Перед ним была поставлена сложная задача – сконструировать таковой автомобиль на электрической тяге, что бы скоро передвигался и наряду с этим прекрасно продавался в Австрии.

Природные эти Фердинанда Порше раскрылись с первых же недель работы над новым проектом. Опытный образец удался на славу.

Машина оказалась компактной, стремительной – она имела возможность передвигаться с неплохой для финиша XIX века скоростью в 40 км/ч, но наряду с этим была тяжёлой. Большую часть веса автомобили составляли ёмкие свинцовые аккумуляторные батареи.

И запас хода был мал — от одной зарядки автомобиль имел возможность проехать около часа.

С позиций Лонера это была несомненная успех. Он сам с наслаждением раскатывал на электромобиле Порше и подмечал завистливые взоры молодых обеспеченных венцев.

С позиций Фердинанда Порше это был провал. Час езды со скоростью в 25 миль в час?

И куда он имел возможность уехать на данной машине?

в один раз во второй половине 90-ых годов XIX века Порше зашёл в кабинет Лонера с ворохом чертежей подмышкой.

— Людвиг, я придумал то, чего до меня ни при каких обстоятельствах не было, — сообщил Фердинанд.

Спустя два часа он вышел из кабинета в должности главного конструктора компании.

В багаже молодого инженера уже был успешный пример электромобиля. Но в этом случае он придумал что-то революционное и по тем временам совсем невиданное.

Во-первых, это был переднеприводный электромобиль, аналогов которого в мире ещё не существовало (потому, что не был ещё придуман шарнир равных угловых скоростей, разрешающий ведущим колёсам быть ещё и поворачиваемыми около вертикальной оси). Во-вторых, отсутствовала механическая трансмиссия, потому, что электромоторы, а их в машине Порше было два, встраивались в ступицы передних ведущих колёс.

Наконец, это был и не электромобиль вовсе, а… гибридный автомобиль! На машине стоял маленький бензиновый двигатель, что вращал генератор.

Генератор производил ток, что заряжал аккумулятор. А тот со своей стороны питал силовые электродвигатели.

Так была изобретена гибридная силовая установка, складывающаяся из двигателя внутреннего сгорания, электродвигателей и аккумуляторов.

В первый раз заметив машину на стапеле сборочного цеха, Людвиг Лонер вскрикнул:

— Фердинанд, как эта вещь перемещается? У неё же нет приводной цепи!

Летом 1900 года Париж переживал необычайный наплыв гостей из 35 государств. Раскрывалась грандиозная глобальная выставка, ставшая событием планетарного масштаба.

В составе делегации от Австро-Венгрии был и Людвиг Лонер со своим гибридным автомобилем. Именно это изобретение привело к особому ажиотажу. Воображая автомобиль, Лонер заявил:

— Эта машина создана вот этим молодым человеком, — и указал на смущённого вниманием прессы Фердинанда Порше. – Поверьте, господа, вы о нём ещё услышите…

И он был провидцем. Машина «Лонер-Порше» забрала Гран-при Парижской выставки.

Изобретение молодого Фердинанда Порше вовсе не было забыто. С 1900 года и по сегодняшний сутки гибридные силовые установки употребляются в самых различных видах транспортной техники.

Связка из двигателя внутреннего сгорания, электромоторов и генератора трудится в артиллерийских тягачах (первый, кстати, был сконструирован в годы Первой Мировой самим Порше), в тяжелых танках, в строительной технике, в сверхтяжёлых самосвалах, на речных и морских судах, в тепловозах.

Сейчас гибридные силовые установки возвращаются и на автомобили .

Nikola One В салона


Читать также:

Читайте также: