Особенности воспитания детей

аи иКаждый человек с рождения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Это могут быть как черты характера, так и особенности психофизического развития. То есть, с одной стороны, воспитание должно соотноситься с конкретным возрастным периодом ребенка («в 3 года ребенок должен уметь делать то-то и то-то»), с другой – учитывать темп индивидуального развития каждого. Не все дети развиваются по шаблону и приобретают нужные навыки точно в срок. Тем не менее, периоды развития детей и особенности их воспитания в каждый период достаточно четко определены, и родитель или педагог может опираться на них, сравнивая с достижениями конкретного ребенка.

Особенности воспитания детей в ранний период. В это время ребенок активно растет, развиваются все системы организма, особенно центральная нервная система. При этом высшая нервная деятельность младенца имеет свои особенности. Процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения. На практике это означает, что ребенку проще переключаться между действиями, чем длительное время оставаться в спокойном состоянии. Многим знакома ситуация, когда мама разговаривает с подругой, а ребенок в это время крутится, вертится и как будто совершенно не способен просто постоять рядом. Так и есть, он пока действительно не способен. По этой причине ребенка легче научить что-либо делать, чем научить воздерживаться от действия. Условные рефлексы – а значит и привычки, в этом возрасте появляются быстро, при этом тормозные условные рефлексы (например, реакция на слова «надо, нельзя») формируются медленнее. Но для закрепления любых условных рефлексов требуется длительное время, иначе они легко разрушаются. Следовательно, умения и привычки должны повторяться многократно. Оптимальным вариантом является режим: ребенок приучается жить по определенному распорядку, он растет спокойным и веселым, лучше развивается, меньше болеет. Чтобы приучить ребенка к ночному сну, сделайте так, чтобы днем он активно бодрствовал, играл. С ростом малыша распорядок дня меняется.

иаы Особенности воспитания детей в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте происходит совершенствование центральной нервной системы. Дети уже способны концентрироваться на задании, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения: они легко отвлекаются на внешние раздражители (на шум или человека). Основным видом деятельности является игра, сначала предметная, затем сюжетно-ролевая. В ходе игры ребенок учится взаимодействовать с предметами и людьми, осмысливает увиденное и услышанное, увеличивает объем знаний об окружающем мире. С этого возраста дети не только накапливают знания о еще незнакомых им сферах жизни, но и формируют свое отношение и чувства к ним: уважение, сочувствие, осторожность, симпатию. К 5 годам ребенок уже способен концентрироваться, устойчивость внимания достигает 15-20 минут. Это умение нужно развивать: использовать дидактические игры, игры с правилами, активные игры со сменой ведущего. При этом тормозные условные рефлексы по-прежнему формируются медленно.

 иаыВ старшем дошкольном возрасте поверхность мозга ребенка достигает уже более 90% размера поверхности коры мозга взрослого человека. Завершается формирование центров, отвечающих за сложные умственные действия – обобщение, способность выстраивать причинно-следственные связи. Совершенствуются процессы возбуждения и особенно – торможения. Меняется представление ребенка о себе: кроме уже имеющихся у него качеств, он называет те, которые хотел или не хотел бы иметь (Я-реальный и Я-потенциальный). Это выражается в стремлении быть похожим на кого-то: героя мультфильма, сказки, на кого-то знакомого. Важно, что ребенок не играет роль, а именно стремится походить на героя, приписывая себе его качества. Этот момент является важным для формирования мотивации к учебе: желание видеть себя умным, знающим.

А вы знали, что:

Сфеноидит

Сфеноидитом называется воспалительное заболевание слизистой клиновидной пазухи, расположенной в глубине основания черепа, которая также располагается ...

Вакцина

Вакциной называют медицинский препарат, который призван создавать иммунитет к инфекционным заболеваниям. Она изготавливается из ослабленных или убитых...

Альвеола

Существуют зубные и легочные альвеолы.
1) Зубные альвеолы находятся в ротовой полости на верхней и на нижней челюсти. Это углубления, в кот...

Кишечный грипп

Гастроэнтерит, который в народе называют кишечным гриппом – воспалительное заболевание желудка и тонкой кишки. Чаще всего протекает в острой форме, ре...

Гортань

Гортань – отдел системы дыхания и голосообразующий орган; расположена в передней области шеи. Снизу гортань переходит в трахею, а сверху присоединяетс...

Кашель

Кашель – непроизвольное рефлекторное сокращение легких, которое часто связано с резким раздражением верхних воздушных путей. Несмотря на то, что кашел...

Симптом

Симптомом принято называть один из признаков, который часто присутствует при каком-то определенном заболевании, патологическом состоянии или сопровожд...

Субфебрилитет

Субфебрильной называют температуру, которая держится на отметке от 37 до 38 градусов Цельсия на протяжении определенного времени. Длительно не снижающ...

Сыпь

Сыпью называются патологические элементы, появляющиеся на кожных покровах и слизистых оболочках и отличающиеся от нормальных покровов цветом, внешним ...