Средства воспитания

фсВ педагогике средства воспитания определены четко: это все те конкретные мероприятия, которые проводят воспитатели и учителя. Конкурсы, эстафеты, собрания, олимпиады, проекты – все это относится к средствам воспитания детей. Но в семье дело обстоит иначе: конечно, это и беседы, и игры, и какие-то общие дела. Но один важный аспект воспитания часто остается за кадром. Речь идет о наказании. Если с поощрением родители справляются успешно, то вопрос, нужно ли наказывать ребенка и как, нередко ставит в тупик или заставляет прибегать к самому простому варианту – телесным наказаниям.

От некоторых родителей можно услышать, что ремень - наиболее действенное средство воспитания: и как способ наказания и как «профилактика». Дескать, стоит только показать, и ребенок становится как шелковый. Однако о вреде телесных наказаний педагоги писали еще более 100 лет назад. Е. Водовозова отмечала, что розги как способ воспитания не только подрывают авторитет взрослого – ребенок понимает, что его родитель не знает других вариантов воздействия. Они мешают развитию чуткости и деликатности, разрушают психику – у ребенка снижается самооценка. Появляется невроз: малыш боится не совершить плохой поступок, а наказания от самого близкого человека. Все это сказывается и на успеваемости: постоянно живя в страхе (неважно, «воспитывают» каждый день или время от времени), ребенок не может сосредоточиться на обучении, он все время напряжен, неуверен, ожидает чего-то плохого.

сфНо как же тогда воспитывать? Полный отказ от наказания также не приводит ни к чему хорошему: наверняка вы встречали избалованных, не умеющих себя вести детей, с которыми не могут справиться сами родители. В случае детского проступка психологи рекомендуют сделать 2 вещи: во-первых, успокоиться самому – не заглушая собственные негативные эмоции, но и не «выливая» их на ребенка. Подойдут любые удобные вам способы управления гневом: кто-то медленно считает до 10/50/100 и обратно, кто-то принимает прохладный душ, затевает уборку или идет заниматься спортом. Можно сказать ребенку, что вы расстроены, рассержены и уйти в другую комнату, чтобы успокоиться.

Во-вторых, наказывать за непослушание или дурное поведение надо сразу же, «по горячим следам». Ребенок пока плохо ориентируется во времени, забывает, и если вы пообещаете его наказать, то к моменту наказания он может просто забыть, в чем его проступок. И естественно, будет считать ваши действия несправедливыми. По тяжести наказание должно быть сопоставимо с виной ребенка. Если оно будет слишком тяжелым или длительным (например, лишение любимой игрушки на неделю), у малыша могут возникнуть психологические проблемы. Не говоря уже о том, что он довольно быстро забудет причину. Время наказания определяется обычно по количеству лет: для 3-летки это 3 минуты.

чЕсли наказать слишком мягко – ребенок не обратит на это внимания. Как бы вам ни было жалко, наказание должно быть наказанием: малыш не должен хотеть его повторения. Если он будет «размышлять над своим поведением» в компании игрушек – он мало того, что не воспримет это как наказание, но запросто попросит «поразмышлять» еще. Выполняйте свои обещания: если вы говорите, что ребенка в случае плохого поведения бабай заберет, он быстро поймет, что никакого бабая не существует. Всегда объясняйте причину – чтобы ребенок понимал, в чем дело, где и почему он вел себя дурно. Не ругайте и не воспитывайте ребенка в присутствии других детей: все объяснения и наказания только наедине.

А вы знали, что:

Фронтит

Фронтитом называется воспаление слизистой оболочки лобной пазухи. Возникает воспаление в том месте соединения Причинами фронтита могут стать травмы ло...

Интоксикация

Интоксикацией называется нарушение жизнедеятельности организма, которое вызывается токсическими веществами, попавшими в организм извне (такая инто...

Противовирусные препараты

Противовирусные препараты – категория лекарственных средств, действие которых направлено на подавление активности или нейтрализацию вируса – внутрикле...

Ларингит

Ларингит – это воспаление слизистой гортани, которое провоцируется общими острыми инфекциями такими, как скарлатина, грипп, корь, коклюш и другими. Ра...

Острый тонзиллит(ангина)

Острый тонзиллит, чаще называемый ангиной, имеет несколько видов. Одни из них встречаются часто, другие реже. Катаральная ангина развивается и обостря...

Аускультация

Аускультация (выслушивание) является методом исследования путем выслушивания звуков, которые возникают в организме при работе органов. Данные ...

Аллергический ринит

Аллергический ринит (также именуемый сенной лихорадкой) – это хроническое заболевание, в основном оказывающее воздействие на слизистые оболочк...

Лимфоидная ткань

Лимфоидная ткань – разновидность соединительной ткани, в которой содержится высокое количество лимфоцитов. Лимфоидная ткань образует так называемые ли...

Стрептококк

Стрептококки – это род шаровидных факультативно анаэробных бактерий. Они являются паразитами животных и людей. Обитают преимущественно в дыхательных и...