Сюжетно-ролевые игры

ычсИгра всегда была одним из любимых занятий человечества, независимо от возраста игроков. Но если для взрослых игра чаще является удовольствием, элементом отдыха, то для ребенка – это серьезная деятельность, пусть и оформленная в виде игры. Игра помогает малышу умственно и физически развиваться, усваивать социальные навыки, бытовые привычки, в групповых играх ребенок учится взаимодействовать с другими детьми.

И здесь родителей подчас ждет сюрприз. Ребенку покупают массу игрушек, самых лучших, самых ярких – а он не играет. Мама беспокоится: с малышом что-то не так, он не хочет играть. Хочет! Но не умеет. Умение играть не возникает само по себе и не заложено генетически. Сюжетная игра передается другими людьми, часто другими детьми. Вспомните, как вы учились играть в детстве – многие игры «доставались» от братьев, сестер или друзей по двору или детскому саду. Сегодня ситуация изменилась: детей одних стараются не отпускать гулять, у многих с раннего возраста начинаются секции и дополнительные занятия, а свободное время большинство обычно проводит за компьютером. В детском саду все больше времени уделяется не сюжетно-ролевым играм (особенно в старшей группе), а учебной деятельности. Но даже если дело касается игры, воспитатели чаще следят за качеством и изобилием игрушек, а не развитием самих игровых действий. Получается шаблон: например, куклы постоянно едят, спят  и ходят на прогулку. Дети не осознают, что с куклами можно отправиться в театр, в больницу или по магазинам, что любую такую ситуацию можно использовать и для развития воображения и для воспитания: на «прогулке» встретить человека, которому плохо – ему нужно вызвать врача, и т.д.

св мКак же научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Как видно из названия, игра имеет 2 линии – сюжетную и ролевую. Основное внимание малыша в такой игре направлено на воспроизведение взрослой деятельности. В младшем возрасте игра носит в основном предметный характер, в среднем возрасте ребенок обыгрывает отношения между людьми, а старшие дошкольники уже концентрируются на создании и выполнении правил. Очень важно заинтересовать ребенка, а для этого нужно испытать интерес к игре самому – попробуйте действительно поиграть. Дети легко считывают эмоциональный фон, и взрослый, который относится к игре как педагогической мере или даже повинности, не сможет увлечь.

Помочь ребенку 3-4 лет освоить сюжетно-ролевую игру можно, включив в нее те ситуации, которые малыш пережил сам: «Семья», «Магазин», «Больница», «Поездка в транспорте». В этом возрасте обычно все ограничивается одним сюжетом – «Уложи куклу спать», «Накорми куклу». Но при этом игра должна быть насыщенной и воспроизводить определенный порядок действий: сначала помыть руки, потом сесть за стол, взять салфетку и т.д. Если у ребенка все сводится к 2-3 действиям, взрослый должен помочь усложнить игру: сварить суп, накрыть на стол, положить ложку. При этом нужно проговаривать все действия, это поможет и запоминанию и способствует речевому развитию.

свмВ возрасте 4-5 лет сюжетно-ролевая игра усложняется: во-первых, добавляются новые сюжеты («В кино», «Путешествие», «Кафе»), во-вторых, сюжеты начинают сочетаться друг с другом. Дети уже могут играть более самостоятельно, по времени игра длится значительно дольше. Хорошим вариантом будет игра в «дочки-матери» со взрослым: когда роль родителя выполняет ребенок, а папа или мама становятся детьми, капризничают, не слушаются. Так малыш сможет посмотреть на себя со стороны. К сюжетно-ролевым играм относится и игра-драматизация: игра по рассказу или сказке. Обычно она начинается по сюжету произведения, но часто перерастает в сюжетно-ролевую игру. В старшей группе сюжетно-ролевые игры дети уже придумывают и разыгрывают сами, без помощи взрослых. Сюжеты игр часто выбираются малореальные или нереальные: «Полет на Луну», например. Такая игра может продолжаться несколько дней – так что если вы видите разбросанные игрушки, спросите ребенка – может быть, они оставлены специально.

А вы знали, что:

Анализ мочи

Практически, самое распространенное исследование мочи -  клинический анализ мочи. При этом исследовании проверяются цвет, удельный вес, проз...

Жар

Жаром – это особое ощущение избыточного тепла, которое, как правило, человек испытывает в связи с повышением у него температуры. Тем не менее, повышен...

Носовая слизь(сопли)

Носовая слизь (сопли) — это слизь, вырабатываемая слизистой оболочкой носовой полости. Есть распространенное мнение, что «носовая слизь» — неч...

Средостение

Средостением называют пространство в грудной клетке (между позвоночником и грудиной) с комплексом органов. Вверху условной границей средостени...

Фронтит

Фронтитом называется воспаление слизистой оболочки лобной пазухи. Возникает воспаление в том месте соединения Причинами фронтита могут стать травмы ло...

Пневмококк

Пневмококком называют определенный вид бактерий из рода стрептококков. Эти бактерии неподвижны, ланцетовидны имеют длину около 0,5 – 1,24 мкм. Пневмок...

Фарингоскопия

Фарингоскопия  (от греч. pharyngos глотка, skopeō - исследовать) -  это метод при котором визуально исследуют глотку. Обыч...

Воспаление

Воспаление (лат. inflammatio – «воспламенять»), синонимы «лихорадка», «высокая температура» – естественная реакция организма, которая сформиро...

Антигистаминные средства

Антигистаминными называется группа лекарственных препаратов, которые осуществляют блокаду рецепторов гистамина в человеческом организме и тем самым то...