Вспоминая жака-ива кусто: «калипсо»

Вспоминая жака-ива кусто: «калипсо»

Продолжение. Начало тут: Вспоминая Кусто. 

По окончании войны для Кусто и его товарищей наступили весьма благоприятные и плодотворные времена. Несколько Кусто учавствовала в разминировании подводных минных полей – вместе с армейскими водолазами в тяжёлом снаряжении.

При совместных погружениях водолазы с завистью следили за свободными перемещениями аквалангистов. Затем многие из армейских ныряльщиков просились в группу Кусто.

Но Жак-Ив был человеком подневольным, армейским, а потому функционировать имел возможность лишь с разрешения руководства.

Самой впечатляющей операцией Кусто в первоначальный послевоенный год стало извлечение боевой торпеды с борта затопленной подлодки. Но для науки громаднейшую пользу принесла экспедиция Кусто в Тунис.

Во второй половине 40-ых годов XX века Жак-Ив получил от армейского ведомства Франции задание передислоцироваться в Северную Африку, дабы провести в акватории Туниса первые в мире подводные раскопки.

Оснащённые аквалангами, фотоаппаратами и кинокамерами с цветной плёнкой, подводными осветителями – боксы для камер и осветители сконструировал сам Кусто – члены группы обследовали место затопления древнеримских судов периода завоевания Карфагена. Находки учёных.

Так появилась новая прикладная область науки – подводная археология.

Сначала эти изыскания были сохраняються в тайне. Но позже гриф секретности был снят.

И в том же 1948 году в Соединенных Штатах, в издании «Иллюстрированная наука» (Science illustrated) вышла статья Джеймса Дагена «Первый из людей-рыб». В качестве иллюстраций в издании были приведены фотографии, каковые после этого вошли в книгу «В мире тишины». Статья имела громадный резонанс.

Из америки Кусто передали много читательских писем – по большей части, от подводников-специалистов, желающих купить акваланг…

В конце 1949 года Кусто и члены его команды воспользовались масштабным сокращением армии Франции и подали рапорты об отставке. Они лишились работы из стали и армии гражданскими людьми.

Этим шагом Жак-Ив желал обрести свободу для собственных собственных изучений. К тому же ему было уже под сорок лет, возраст, в котором в отставку уходят многие морские офицеры, каковые «не стремятся стать адмиралами».

Любопытная подробность — мы принимаем Кусто как свободного учёного, путешественника, исследователя морей. А он был, в первую очередь, армейским моряком, давшим французскому флоту всю юность и практически половину судьбы.

И это очень многое растолковывает – его железную волю, его умение руководить коллективом неординарных людей, его умением скоро и точно принимать решения. Члены его экспедиций именовали Жака-Ива «капитан Кусто» либо легко – Командор.

Сразу после увольнения Кусто осознал, что ему нужно собственное исследовательское судно. Лишь в этом случае он имел возможность бы заниматься изысканиями не смотря на вывод армейского ведомства.

Со собственными размышлениями Кусто обратился к Андре Оньяку, директору военной верфи в Антибе. Прикинув разные варианты, Кусто понял, что его личных средств на приобретение кроме того самого маленького мореходного судна очевидно не хватит.

Тогда Оньяк дал совет ему обратиться к обладателю известной на всю землю пивной компании Томасу Лоэлу Гиннесу.

Эта история много лет была окутана покровом таинственности. Все знали, что судно «Калипсо», по сути, подарено Кусто неким богатым меценатом.

Но кем как раз?

Жак-Ив добился личной встречи у Гиннеса. Тот выслушал Кусто и заявил, что готов ему оказать помощь.

Но при исполнении последовательности условий. Это судно не должно быть весьма дорогим и шикарным. Оно не перейдёт в собственность Кусто, а будет только использовано им на условиях неограниченной по времени аренды.

Плата за аренду? Сугубо символическая – один франк в год… Потом – имени мецената определить никто не должен, по крайней мере, пока живы Гиннес и Кусто.

И наконец, Кусто больше… ни при каких обстоятельствах не обратиться с какими-либо просьбами к Гиннесу.

Все выдвинутые Гиннесом условия легко понять и растолковать. Благодаря собственному другу Оньяку Гиннес замечательно знал об изучениях Кусто и о его прекрасном акваланге. И был не против оказать помощь гениальному человеку.

Но наряду с этим он не хотел спонсировать прогулочное судно, которое имело возможность бы употребляться в коммерческих целях либо для услады радостного получателя помощи мецената. Не желал Гиннес и того, дабы Кусто без финиша обращался к нему за помощью в снаряжении экспедиций.

Одновременно с этим форма аренды ликвидировала какую-либо зависимость Кусто от дарителя – судно формально принадлежало Гиннесу. Наконец, Томас Гиннес не планировал одаривать всех исследователей и талантливых учёных, каковые при огласки сделки хлынули бы к нему нескончаемым потоком.

Имя мецената было раскрыто лишь по окончании смерти Командора и с согласия наследников Гиннеса.

Встреча Кусто и Гиннеса состоялась на острове Гоцо недалеко от Мальты, где миллионер отдыхал по окончании праведных трудов. В то время, когда все бумаги были подписаны и Кусто уже собрался покинуть Гиннеса (дабы ни при каких обстоятельствах с ним больше не встретиться), Жак-Ив задал вопрос:

— Какое судно я могу выбрать?

— Любое, — ответил Гиннес. – Посмотрите на местную базу британского флота.

На следующее утро Кусто поднялся на борт автомобильного парома BYMS-2026 , дабы добраться до Мальты. Осмотрел корабль. Позже нашёл капитана и задал вопрос, как ему это судёнышко.

Капитан заявил, что это минный тральщик американской постройки. Судно хорошее, мореходное и достаточно надёжное.

— Тогда я его куплю, — заявил Кусто.

Капитан не осознал, шутит данный худощавый француз либо говорит всерьёз. Но спустя пара дней паром BYMS-2026 был выведен из эксплуатации и послан на мальтийскую верфь для переоборудования.

Перестройка судна заняла около месяца. Корабль был в красивом состоянии. Выпущенный 21 марта 1942 года в Сиэтле, данный минный тральщик 1 класса не принимал участия в военных действиях, а потому не имел никаких повреждений.

Оснащённый замечательным дизелем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку каюты ещё на 10 человек, просторной специального-помещения и кают компании в носу ниже ватерлинии, оснащённого иллюминатором для подводных наблюдений.

Корабль стал называться «Калипсо» — по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

О «Калипсо» в большинстве случаев пишут – «ветхий минный тральщик». Но судно именно было новым – ему к тому времени чуть исполнилось восемь лет, что для морского корабля возраст «детский».

Другое дело что пригодились важные переделки, каковые длились два десятилетия. В большинстве случаев каждая перестройка корабля происходила на протяжении плановых ремонтов – в то время, когда «Калипсо» загоняли в док для ревизии корпуса, окраски, замены изношенных узлов.

На судне показалась вертолётная площадка, трюм для подлодки, кран для спуска на воду подводных мотоциклов и лодок (транспортных средств подводников, воображающих собой компактные подводные транспортёры). Показалась корабельная кинолаборатория.

Самая важная переделка – установка в носовой части бокса для подводных наблюдений. Данный бокс был расположен на три метра ниже ватерлинии и теоретически ослаблял конструкцию корпуса корабля. Но инженеры группы Кусто просчитали всё до мелочей.

И «Калипсо» не подвела собственных хозяев ни разу. Кроме того на протяжении тяжёлого столкновения с айсбергом в Антарктике корпус судна удар выдержал. «Калипсо» своим ходом добралась до дока, в котором и были устранены все повреждения.

«Калипсо» стала настоящим плавучим домом команды Кусто. Командор обожал это судёнышко. И одним из первых усовершенствований корабля стали установка большой цистерны и удобного камбуза для вина.

Жак-Ив постоянно заботился о комфорте собственной команды. Путешествия должны были стать не только действенными с научной точки зрения, но ещё и доставлять наслаждение.

Дабы представить себе устройство «Калипсо», приведём технические параметры судна и его схему.

Протяженность судна 47 метров. Ширина 7,7 метра. Водоизмещение 360 тысячь киллограм. Дальность независимого плавания (жизнеобеспечения и запас хода) 5000 морских миль либо 9260 километров.

Экипаж 12 человек, плюс 10 участников экспедиционной команды – неспециализированная вместимость 22 человека. Силовая установка – два дизельных двигателя по 500 лошадиных сил любой.

В последнем варианте оборудования судно взяло трёхтонный гидравлический кран, кормовую лебёдку. В кормовой части «Калипсо» была выстроена площадка для хранения «ныряющего блюдца» либо двух одноместных аппаратов, разрешающих погружаться на глубины до 500 метров.

В средней части корабля была снабжена фотолаборатория, в носовой – научная лаборатория и установлена телевизионная камера для подводных наблюдений.

Схема корабля соответствует его состоянию на 1956 год. Обозначения на схеме: 1 – гарпунерская площадка. 2 – подводный наблюдательный бокс.

3 – вход в бокс для подводных наблюдений. 4 – антенна радара. 5 – большой наблюдательный мостик. 6 – рулевая рубка.

7 – штурманская рубка. 8 – подводные скутеры (либо «мотоциклы»). 9 – декомпрессионная камера. 10 – помещение для водолазов. 11 – водолазный колодец.

12 – подача сжатого воздуха. 13 – лебёдка. 14 – акулоубежище. 15 – подъёмная трап и водолазная площадка. 16 – автоматическая фотокамера с осветителем.

17 – ультразвуковой сонар.

Перестройка «Калипсо» поднялась Кусто в очень ощутимые затраты. В то время, когда 19 июля 1950 года корабль спустили на воду, на его борт встал… совсем бедный капитан.

А только одна заправка баков «Калипсо» горючим потребовала свыше тысячи франков.

Жак-Ив подошел к решению проблемы финансирования с свойственным ему размахом. Для начала он основал некоммерческую организацию «Французская океанографическая компания», на которую возложил все затраты по оснащению экспедиций.

Первыми поступлениями в фонд новой компании стали деньги, полученные Симоной за собственные драгоценности. Заложив переданные ей родителями серьги, кольца и колье (не такие уж и шикарные, как имело возможность бы показаться), госпожа Кусто смогла приобрести горючее для «Калипсо».

А реализовав собственные меха, она помогла мужу купить подержанный гироскоп и компас.

Вот так мало по малу планировала в путь первая экспедиция Кусто на новеньком исследовательском судне. Никаких особенных задач перед этим четырёхмесячным походом не ставилось.

Лишь испытание и подводная киносъёмка ходовых качеств «Калипсо».

В ноябре 1951 года «Калипсо» прошла через Суэцкий канал в Красное море и добралась до Абу-Латте, где Кусто решил основать временный лагерь. На борту корабля, не считая самого Кусто и участников его группы, ветхих верных друзей, были Симона и сыновья, зачисленные в команду юнгами.

Продолжение направляться…

15 — Одиссея Жака Кусто — Калипсо ищет Атлантиду 1


Читать также:

Читайте также: